ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете ГУО «Староюрковичская средняя школа Любанского района»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор школы.
- Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
- построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности учащегося;
- организовать эффективное сотрудничество с законными представителями учащихся;
- повысить мотивацию родителей (законных представителей) учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций законных представителей учащихся;
- повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру законных представителей учащихся;
- пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
- содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
- формировать ценностно-смысловые основы родительства;
- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских (опекунских) функций, функций приемных родителей;
- формировать и развивать психолого-педагогические компетенции законных представителей учащихся в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей и лиц их заменяющих;
- обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
- организация психолого-педагогического просвещения законных представителей учащихся по различным аспектам семейного воспитания:
а) правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи,
б) психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения учащегося,
в) гражданское: о путях развития школы, системы образования;
- консультирование законных представителей учащихся по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности законных представителей учащихся в области воспитания и развития с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала законных представителей учащихся и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения.
2.4. Ступени в реализации проекта «Родительский университет»:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для законных представителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для законных представителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для законных представителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы законных представителей учащихся по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование законных представителей учащихся, привлечение к участию в мероприятиях).
- Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
- организован на базе ГУО «Староюрковичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Любанского района»;
- создан на основании решения заседания методического объединения классных руководителей от 27.08.2020 №1 и настоящего Положения;
- координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор школы;
- реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
- за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
- родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
- на школьном интернет – сайте создается вкладка «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
3.3 В целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
- Структура родительского университета
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор школы.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители проводят мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
- Документация родительского университета:
- Положение о родительском университете;
- план работы родительского университета на учебный год;
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
- Порядок внесения изменений или дополнений в Положение
В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения или дополнения в установленном законодательством порядке.
раскрыть » / « свернуть