Консультация для педагогов
Ребенок с кохлеарным имплантом
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в ходе работы с ребёнком с кохлеарным имплантом
Ребенок с кохлеарным имплантом (КИ) — это ребенок, который был глухим с рождения или стал глухим в результате заболевания и которому была проведена операция кохлеарной имплантации — внедрение специального устройства во внутреннее ухо. Благодаря КИ ребенок слышит речь, даже шепотную, а значит, он потенциально может научиться понимать речь окружающих и говорить на уровне, близком к нормальному, и может обучаться в общеобразовательной школе. Операция кохлеарной имплантации проводится ребенку на одном ухе или обоих ушах.
До недавнего времени возможности оказания помощи людям с глубокими потерями слуха и абсолютной глухотой были ограничены, поскольку в подобных случаях слуховые аппараты практически не эффективны. Активное внедрение кохлеарной имплантации (вживления во внутреннее ухо пациента уникального устройства - кохлеарного импланта) дало таким пациентам реальный шанс реабилитации и возвращения к активному образу жизни.
Как ребенок с кохлеарным имплантом слышит, понимает речь окружающих и говорит
Слышать и понимать речь — не одно и то же. Мы с вами отлично слышим китайскую, испанскую и любую другую иностранную речь, даже если говорят шепотом. Но… Мы ее не понимаем. Поэтому надо отдельно обсудить, как ребенок с КИ слышит и как понимает речь.
То, как ребенок с КИ слышит и реагирует на звуки и голоса окружающих, в основном, зависит:
• от того, правильно ли настроен имплант;
• от длительности использования КИ;
• от регулярности использования слухового аппарата до операции.
Слух ребенка с КИ приближается к нормальному слуху. Ребенок, у которого процессор КИ правильно настроен, слышит все звуки речи на расстоянии 4–6 м. Это позволяет ему узнавать знакомые слова, произносимые обычным голосом на расстоянии 6 м, а шепотом — на расстоянии не менее 2–3 м. При этом ребенок с КИ может сначала не реагировать на звуки, которые он слышит, потому что у него еще не сформировано слуховое внимание, а его мозг не умеет узнавать звуки.
Особенности восприятия неречевых звуков и речи
ребенком с кохлеарным имплантом:
- При оптимальной настройке процессора, пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и соответствуют I степени тугоухости, что затрудняет восприятие окончаний, предлогов, приставок при общении тихим голосом и на расстоянии.
- Звуки и речь, передаваемые КИ в слуховую систему, искажены. Поэтому дети медленнее обрабатывают речь, процесс слушания требует от них напряжения.
- Ребенок плохо понимает речь в шумных условиях, а также при общении с несколькими собеседниками. Помещения с высокой реверберацией (отражение звуков от стен), такие как типовое классное помещение, также ухудшают восприятие.
- У детей не сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому надо постоянно привлекать внимание ребенка, когда к нему обращаются.
- Ребенок плохо локализует звук в пространстве.
- Имеются трудности запоминания речевого материала, нарушения слухового внимания. Чем в более позднем возрасте имплантирован ребенок и чем серьезнее сопутствующие расстройства нервной системы, тем дольше сохраняются эти нарушения.
То, как ребенок с КИ понимает речь окружающих, зависит также от следующих факторов:
• знает ли ребенок значение слов и грамматические правила (т. е. знает ли он этот язык — русский, татарский, грузинский, немецкий, башкирский и др.);
• умеет ли мозг ребенка анализировать речь как звуки и извлекать из них информацию, необходимую для узнавания слов и предложений;
• есть ли у него в памяти слуховые образы слов, позволяющие ему быстро узнавать слова при восприятии речи на слух.
Умение ребенка говорить тесно связано с тем, как он понимает речь окружающих (определяется объемом пассивного словаря и знанием правил грамматики), и с тем, насколько слитно и разборчиво произносит звуки речи. Умение ребенка говорить зависит:
— от возраста потери;
— от возраста имплантации (лучше говорят дети, прооперированные в раннем возрасте, т. е. до 2 лет);
— от возраста, в котором ребенок начал постоянно использовать слуховые аппараты и заниматься с сурдопедагогом (у детей, которые начали заниматься в возрасте до 1 года, речь лучше);
— от методики коррекционной работы, которая использовалась сурдопедагогом для занятий с ребенком;
— от наличия у ребенка дополнительных речевых и других нарушений, которые имеются у части детей с КИ.
У детей с КИ может быть различная степень разборчивости речи и высокий или низкий уровень владения языковой системой. Приведем два примера.
1. Ребенок обладает разборчивой речью, но при этом у него маленький словарный запас. Такому ребенку будет сложно понимать речь окружающих, он будет испытывать значительные трудности при говорении и общении (чтобы что-то сказать, надо знать, что сказать).
2. Ребенок обладает развитой языковой системой (словарь, грамматика), но речь его не очень разборчива. Такой ребенок будет существенно лучше понимать речь учителя, усваивать материал уроков и общаться с одноклассниками.
Самая сложная группа детей в прогностическом плане - это дети с врожденной глухотой. Появившийся физический слух находится в конфликте с уже сформированной дефектной речью. Необходима длительная работа по перестройке речевых стереотипов.
Легче происходит формирование речи и параллельно — речевого слуха у маленьких неговорящих глухих детей, перенесших кохлеарную имплантацию в 2-3 года: сензитивный период для формирования речевых навыков еще не прошел, физический слух обеспечивается имплантом, нужны лишь повседневные целенаправленные занятия с родителями и специалистами.
Таким образом, возраст, в котором проведена операция кохлеарной имплантации, и уровень развития речи у школьников с КИ могут быть разными. Одним детям операция проведена в школьном возрасте. Другим детям имплантацию провели в возрасте 1–2 лет и даже раньше. Один ребенок может прийти в класс сразу после подключения процессора КИ, другие — уже имея большой опыт слушания с КИ. Но общими для всех детей являются:
— изменения в поведении после операции кохлеарной имплантации и подключения процессора КИ;
— проблемы восприятия и понимания речи окружающих;
— особенности развития понимания речи и собственной устной речи.
Изменения в поведении ребенка в начальный этап использования кохлеарного импланта
На начальном этапе ребенок осознает, что он слышит больше звуков и что они отличаются от тех, которые он слышал раньше со слуховыми аппаратами. Он лучше слышит свой голос и речь, учится слышать различия между знакомыми и незнакомыми звуками.
Какие изменения в поведении ребенка можно ожидать в начальный период использования КИ:
1) Ребенок становится молчаливым и настороженным.
2) Он проявляет волнение и интерес, когда слышит новые звуки.
3) Ребенку не нравятся новые звуки, он разочарован новым звучанием знакомых звуков и речи.
4) Он ищет источник звука или говорящего.
5) Он часто отводит передатчик КИ от головы и возвращает его на место, прислушиваясь к своим ощущениям.
6) Он становится возбужденным и более привязчивым к взрослому.
7) Ребенок больше устает в течение дня, чем раньше.
8) Ребенок становится более активным, чем обычно.
Какие изменения в поведении ребенка мы НЕ можем ожидать в начальный период использования КИ
1) Ребенок понимает речь говорящих с ним взрослых и детей.
2) Ребенок может общаться по телефону.
3) Ребенок узнает, какой был звук, особенно, если обстановка была шумной и его внимание было отвлечено чем-то другим.
4) Ребенок понимает то, что ему говорят в классе, на перемене, на улице, в магазине и прочих местах, где много других людей.
5) Ребенок говорит разборчиво.
Какие изменения в поведении ребенка мы можем ожидать
в течение первого года использования КИ
Изменения в поведении ребенка в течение первого года использования КИ зависят от исходного уровня сформированности у ребенка умения слышать, понимать речь и говорить. Благодаря занятиям с сурдопедагогом и вследствие спонтанного развития умения слышать у ребенка появляются следующие изменения в поведении:
— ищет источник звука;
— прислушивается к разным звукам, в том числе и тихим;
— узнает разные звуки окружающего мира и адекватно реагирует на них (звонок в дверь, звонок телефона, сигнал домофона, звук микроволновки и др.);
— откликается на свое имя;
— узнает знакомые слова и короткие фразы;
— умеет имитировать интонацию и громкость голоса взрослого;
— повторяет незнакомые слова с разной степенью точности;
—понимает больше слов и фраз (увеличивается словарный запас и развиваются грамматические представления).
Устная речь у ребенка развивается медленнее, но и в ней происходят изменения:
— начинает произносить новые звуки, в том числе и те, которые он не слышал в слуховом аппарате, — [с], [ц], звуки невидимой артикуляции — [г], [к], [х];
— говорит больше слов и фраз;
— улучшается произношение (у ребенка, владевшего речевыми навыками).
При этом у детей, которые до операции пользовались остаточным слухом и имели речевые навыки, слух и речь развиваются быстрее.
Какие изменения в поведении ребенка мы можем ожидать
в течение последующих 5 лет использования КИ
1) Ребенок знает и понимает на слух больше слов (увеличивается словарный запас, осваиваются правила словообразования и словоизменения).
2) Он понимает сложные и длинные предложения, лучше воспринимает речь учителя и усваивает материал уроков (благодаря увеличению словарного запаса, развитию грамматических представлений, увеличению скорости обработки речи).
3) Ребенок понимает речь в шуме, речь незнакомых людей.
4) Он понимает речь нормального темпа лучше, чем это было раньше.
5) У ребенка улучшаются произношение и интонационные характеристики речи.
6) Ребенок говорит больше слов, использует более длинные и сложные предложения, чем ранее.
7) Речь ребенка становится грамматически более правильной, чем была ранее.
Значение умения слушать для обучения и развития ребенка с кохлеарным имплантом
Для ребенка с КИ очень важно умение хорошо слушать и слышать, потому что благодаря этому у него развивается умение понимать речь окружающих и говорить, мышление и навыки общения. Эти умения и навыки необходимы для овладения школьной программой, а также для общей социальной адаптации ребенка. У ребенка с нормальным слухом умение слышать, как инструмент для формирования речи, развивается в течение первого года жизни. Благодаря этому умению и общению со взрослыми ребенок спонтанно без всякого целенаправленного обучения к 3 годам научается понимать речь и говорить в обычных коммуникативных ситуациях, а к 5–7 годам овладевает всеми компонентами родного языка — лексикой, грамматикой, произношением.
С КИ у глухого ребенка появляется возможность слышать, но, чтобы он научился хорошо понимать речь и говорить, важно создать для ребенка следующие условия:
— возможность постоянно слышать речь и общаться при помощи речи;
— необходимость постоянно слышать речь и общаться при помощи речи;
— потребность постоянно слышать речь и общаться при помощи речи.
Ребенку с КИ так же, как и другим детям с нарушенным слухом, трудно воспринимать речь учителя и других учеников:
1) на расстоянии;
2) на фоне разных шумов (речь и шум от движения окружающих людей, шум улицы, шум различных устройств, шагов и многое другое).
Ребенок с кохлеарным имплантом не глухой!
Развивайте его как нормально слышащего ребенка
Литература:
- О.В. Зонтова. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации Методические рекомендации/ Санкт-Петербург: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
- И.В. Королева. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. КАРО. СПб., 2009.
- И.В. Королева, П.Янн. Дети с нарушениями слуха. КАРО. СПб., 2011.
- И.В. Королева, В.И. Пудов, О.С. Жукова. Кохлеарная имплантация – новое направление реабилитации глухих детей//М: "Дефектология" №1, 2001.
- И.В.Королева, О.С.Жукова, О.В.Зонтова. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста /М.: "Дефектология" № 3, 2002.
- И.В. Соломатина Изучение влияния кохлеарной имплантации на развитие детей с нарушениями слуха: по материалам зарубежных публикаций. //М: «Дефектология». №2, 2010.
- В.И.Пудов, О.В. Зонтова. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами /М.: "Дефектология" № 5, 2011.
- С.Н.Феклистова. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы./Минск: БГПУ, 2010.
Учитель-дефектолог О.А.Ермалинская
раскрыть » / « свернуть