Продукты инновационной деятельности
(Материал подготовила консультант ИП Пашкович Татьяна Фадеевна)
Эффективность инновационной деятельности как один из критериев успешности реализации инновационного проекта проявляется в способности учреждения образования достигать в процессе реализации инновационной модели максимальных результатов, выраженных в виде проектных продуктов.
Проектный продукт – конечный результат проектной деятельности, представленный в материальной или в нематериальной формах, обладающий функциональными и потребительскими свойствами. Полученный проектный продукт (образовательный, или идеальный результат, а также материализованный продукт: предмет, объект, проект и др.) способен воздействовать на социальную ситуацию, изменять существующую практику, влиять на образовательный процесс в системе дополнительного образования педагогических работников, так как обладает обучающим и развивающим ресурсом.
Понятие «образовательный продукт» само по себе не является абсолютно новым понятием. Наиболее распространенным является взгляд на образовательный продукт (и на образовательную услугу) как на специфическую форму образовательного товара. Под образовательным товаром понимается объект, способный удовлетворить потребность субъекта, связанную с развитием духовной сферы и приобретением новых знаний, умений и навыков [17]. Понятие «образовательный продукт» является интегративным, включающим в себя характеристики различных наук, как минимум социологии, экономики и образования [17].
Л. В. Журавлева исследует проблему понятия «образовательный продукт» в статье «Образовательный продукт: понятие и ценность», основываясь на мнении ученых, работающих в данной области, выделяет такие важные характеристики: инновационный образовательный продукт –это «часть инновационной стратегии страны», «часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту рынка услуг», «длительный по времени феномен (выделяется промежуточный и конечный образовательный продукт)». На основе выделенных сравнительных характеристик делается вывод: успешными являются те образовательные продукты, у которых высокий уровень инновационной и культуроведческой составляющей [17].
«Образовательный продукт» есть опредмеченное содержание, которое потребитель приобретает в целях его эффективного использования в жизни [17]. Если содержание образования само по себе в принципе безгранично, то продукт, как планируемый результат, имеет определенные границы, обусловленные временными рамками, с одной стороны, и возможностями обучающегося – с другой. Он закладывается (планируется) при реализации инновационного проекта в необходимом объёме как идеальный продукт, источником для его планирования являются параметры, которые задаются нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми актами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Образовательными стандартами и иными актами законодательства об образовании. Например, в Образовательном стандарте базового образования четко прописаны и раскрыты требования к результатам освоения образовательной программы: пункт 7.2. Требования к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Далеее эти результаты конкретизируются. В Кодексе Республики Беларусь об образовании определены цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося; задачи [24], что дает возможность имет четкие ориентиры в области воспитания, а при разработке инновационного проекта руководствоваться ими для описания критериев и показателей результативности, то есть для описания прогнозируемого образовательного продукта.
Создаётся, реализуется и объективируется образовательный продукт, благодаря материальным и деятельностным средствам, используемым педагогическими работниками. Организация образовательного процесса при внедрении новшества в образовательный процесс должна быть направлена на выращивание таких потребностей учащихся, которые органично соответствуют основным компонентам содержания и замкнуты на достижении единой цели: развитие потребностей, запросов и способностей личности – реализация принципа «дидактического кольца» [32]. Если в ходе этого процесса и отбора средств будут моделироваться реальные ситуации, например, межкультурный диалог, то это явится главным условием подготовки обучающихся к реальному диалогу.
Содержание образовательного продукта оказывает ключевое влияние на весь образовательный процесс в ходе инновационной деятельности, все его этапы и все аспекты связанные с ним: подготовительной, созидательной, организационной, контролирующей, рефлексивный. Говоря о взаимовлиянии образовательного продукта и различных аспектов функционирования образовательного учреждения в инновационном режиме, важно выделить особенности генезиса образовательного продукта, происходящего в описанном контексте.
Выделяются следующие этапы становления образовательного продукта в ходе реализации инновационного проекта. Ориентация на продуктную деятельность определяется уже в ходе разработки инновационного проекта (этап подготовки): потребности (государства, общества, социума, учреждения образования) прописываются в актуальности инновационного проекта, откуда и вытекает идея образовательного продукта; разрабатывается программа и план внедрения новшества в образовательную практику как ресурса и средства для получения желаемого образовательного продукта. Этап реализации программы (стратегического планирования) и плана (тактического планирования) предполагает обязательное наличие критериев (параметров), в соответствии с которыми будет оцениваться данный продукт в ходе реализации содержания образовательного процесса при непосредственном информационно-методическом обеспечении, осуществлении рефлексии, мониторинговых исследований и коррекции. Третий этап – это экспертная оценка получаемого образовательного продукта, которая отчасти может носить потенциально отсроченный социальный характер, если речь идет об идеальном продукте. Если речь идет о материализованных продуктах инновационной деятельности, то их образовательная состоятельность, значимость, эффективность может осуществляться в ходе деятельности экспертного совета в учреждении образования, а также посредством конкурсов, фестивалей и других мероприятий. Такая экспертная оценка выявляет не только образовательную значимость продукта, но и его социокультурную значимость.
Подготовка образовательного продукта – это командная работа участников инновационной деятельности, обеспечивающая описание, объяснение и предписание деятельности педагогических работников. Подход к понятию «образоваельного продукта» предписывает учет его значимости в социальном контексте, так как качество образовательного продукта оценивается не только создателями, но оценку дает социокультурная среда: как происходит «опредмечивание» содержания образования. Качество образования в данном контексте – это способность образовательного продукта или услуги соответствовать нормам государственного образовательного стандарта или социального заказа.
Выделение образовательного продукта из субстанции «содержание образования» обеспечивается такими его свойствами: востребованность; планируемость и проектная ограниченность в целевом и уровневом планах. Еще один характерный отличительный признак – идеальность. Онтологическая сущность образовательного продукта образования, как и содержания, нематериальна. «Самое главное, что следует принять как данность, содержание как категория, как понятие – феномен нематериальный, а идеальный, абстрактный» [17]. Образовательного продукта как бы не существует в природе. Именно поэтому понятие «образовательныйпродукт» так трудно осмыслить, он появляется благодаря специальным средствам и при определенных условиях.
Духовный потенциал также отличительный параметр образовательного продукта. Все средства, требующиеся для создания продукта, направлены на формирование гуманитарного капитала как духовной субстанции. «Пока длится образовательный процесс, ученик впитывает в себя эту духовную субстанцию; как только образовательный процесс закончен, эта культуроносная атмосфера перестает окружать обучающегося» [17].
Адекватность цели как свойство образовательного продукта есть потенциальная достаточность имеющихся средств для ее достижения конкретных целей в конкретных условиях конкретными способами. Адекватность цели есть одно из существенных свойств образовательного продукта. Целью образования является личность с накопленным гуманитарным капиталом. Гуманитарный капитал человека в отличие от компетенций амортизируется медленнее в десятки раз. Все затраты, связанные с обеспечением личности новыми компетенциями, происходят за счет имеющихся у него человеческого и социального капиталов [17].
Антропоцентричность присуща образовательному продукту только тогда, когда вся его суть направлена на созидание человека и созидание его сложного умения управлять своей деятельностью в «диалоге» с природой, техникой и другими культурами. Таким образом, образование поистине становится антропоцентричным, интересы человека и человечества объединяются в систему [17].
Культуросообразность как свойство образовательного продукта отвечает запросам общества, при этом образовательный продукт должен и может сам влиять на социокультурную ситуацию.
Системность предполагает отслеживание не только непротиворечивости свойств друг другу, что требует системный подход, но и обеспечение комплиментарности и гармоничности их взаимодействия. Учитывая внутреннюю системность, нельзя не сказать о требовании согласованности образовательного продукта с внешней для него средой. Ответственность за внешнюю оценку качества образовательного продукта также берет на себя автор этого продукт [17]. Уровневость предлагает особое внимание к проблеме интеграции содержания различных образовательных уровней; связи содержания образования с жизнью; взаимодействию различных возрастов в образовательной среде. Поиск модели устойчивых связей между различными образовательными ступенями по вертикали представляется весьма актуальным при опоре на возрастную периодизацию, принятую в отечественной психологии, а параметром достижения цели образовательной ступени принято считать образ личности (идеал) с определенными качествами. Значимость такого подхода обеспечивает системность в организационном плане и проясняет задачи деятельности субъектов в функциональном плане [17].
Вероятностность (эвристичность) образовательного продукта рассматривается как «духовное производное» от материальных и дея-тельностных источников. Стратегические направления образовательного продукта, который востребован личностью и обществом, задаются духовностью, гуманностью, культуросообразностью и другими методологическими основаниями [17].
Интегрированность предполагает готовность субъекта к решению проблемы как образовательного, так и социокультурного характнра. Образовательный продукт, как и содержание образования, есть внутреннее состояние системы, это в большей степени процесс, а не статичный конструкт, поэтому выделяется еще такая характеристика, как динамичность.
Таким образом, образовательный продукт есть междисциплинарное явление. С образовательных позиций образовательный продукт есть усвоенное содержание; с экономических позиций образовательный продукт есть единица обмена, имеющая определенную цену; с социологических позиций образовательный продукт есть продукт, удовлетворяющий потребность человека и через него потребности общества; с философской точки зрения образовательный продукт есть феномен, представляющий собой объективную ценность и формирующий субъекта [17].
Следует обратить внимание и на образовательные продукты материализованного характера, которые подоразделяют на продукты образовательной деятельности, продукты социально активной деятельности (практикоориентированной деятельности) и продукты методической деятельности. К продуктам образовательной деятельности можно отнести проекты (подпроекты), которые возникают в рамках реализации инновационных: исследовательские, творческие, прикладные, информационные, игровые и другие. Каждый их этих проектов может иметь свой материализованный продукт (видеофильм или ролик, WEB-сайт, альбом, спектакль, квет и др.) и соответствующую характеру проекта форму презентации. К продуктам социального характера можно отнести тематические акции, организацию волонтерского движения. Установить границы между образовательным проектом и социально значимым иногда сложно, однако в этом и заключается ценность такого проекта, так как образовательные приращения обеспечивают те характеристики, которые позволяют говорить об интегративности продуктов, что подчеркнуто Л. В. Журавлева: значимыми «являются те образовательные продукты, у которых высокий уровень инновационной и культуроведческой составляющей» [17].
В качестве примера можно привести два Интернет-проекта Государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Дятлово», которые созданы педагогическими коллективом в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития исследовательской компетентности учащихся на основе изучения духовного и культурного наследия»: «Легенды і паданні зямлі пад белымі крыламі».
Данный Интернет-проект был реализован в рамках Года малой Родины.Он позволил учащимся познакомиться с историей, культурными традициями родного края, представить свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края. Цель проекта – формирование у учащихся чувства любви к малой Родине через присоединение к культурному наследию народа.
Участниками проекта стали 14 команд из Гродненской, Брестской, Гомельской и Минской областей. Реализация проекта проходила в 5 этапов.
На 1 этапе командам было предложено найти легенды о происхождении названий населенных пунктов своей области, нанести маркеры населенных пунктов, о происхождении названий которых найдены легенды, на общую Google карту с обязательным прикреплением легенды (в виде документа, видеоролика, аудиофайла). Затем участники должны были познакомиться с собранными материалами других команд и выполнить классификацию названий населенных пунктов (разделить на группы по происхождению). По итогам работы команд в течение данногоэтапа была собрана 101 легенда. Беларусь – край тысяч рек и озер. Поэтому второй этап был посвящен сбору легенд и преданий о происхождении названий рек и озер и носил название «Синеокая Беларусь». Познакомившись со всеми собранными материалами, команды отвечали на вопросы викторины. Результат: собрано 95 легенд и прикреплены к Google карте. Поиском легенд, связанных с храмами своей местности, участники проекта занимались на 3 этапе «Святыни малой Родины»; собраны легенды и созданы фотоальбомы 139 храмов. Во время выполнения заданий 4 этапа командами найдено 156 легенд, связанных с памятниками природы (камнями, деревьями и т.д.) своей местности, созданы фотоальбомы выбранных объектов. Все объекты нанесены на общую Google карту с обязательным прикреплением легенды и фотоальбома.
5 этап носил название «Туристическое агентство приглашает ...». Команды создавали виртуальную карту – туристический маршрут по местам, связанным с легендами малой родины, и медиапродукт с рекламой своего маршрута. 17 мая 2018 года на базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», которое стало партнером проекта, состоялся очный этап (финал) проекта. Команды защищали разработанные маршруты. Все участники подошли к представлению своего продукта творчески. Созданная Google карта может быть использована учителем и классными руководителями на уроках и во внеурочной деятельности. Все собранные командами материалы легли в основу одноименного электронного сборника:https://sites.google.com/site/legendyipadanni/;
В рамках празднования 75-летия освобождения Беларуси и Великой Победы совместно с Институтом Истории Академии Наук Республики Беларусь был реализован интернет-проект «Лица ушедшей войны». К участию в данном проекте присоединились единомышленники со всей республики. В ходе реализации первого этапа «Ветераны в строю» участники интернет-проекта собрали информацию о ныне живущих ветеранах Великой Отечественной войны. Была создана виртуальная книга «Ветераны в строю», каждая из 78 страниц которой содержит фото и краткую информацию о ветеране (дата рождения, звание, род войск, боевой путь). На втором этапе проекта, который носил название «Дети войны», участники соприкоснулись с трагедией детства, опаленного войной, прониклись болью и страданиями детей в годы военного лихолетья.Командам предстояло найти людей, которые были детьми во время Великой Отечественной войны и записать видеоинтервью. Все собранные видеоматериалы размещены на Youtube.Усилиями команд составлен топ-5 фильмов, в которых раскрыта судьба детей войны. Для этого ребята организовывали коллективный просмотр фильмов, писали о них отзывы. Третий этап «Шли девчата по войне» был посвящен созданию библиографического портрета женщины, участницы Великой Отечественной войны, проживавшей или проживающей на территории Беларуси. Результат – создание виртуальной книги «Такие разные судьбы», в которой собраны истории женщин-земляков. Память о войне бережно хранится белорусским народом, и передача ее от поколения к поколению – одна из важнейших задач проекта.Четвертый этап проекта –создание видеоэкскурсий «Дорогами памяти». Видеосюжет должен был отражать экскурсию по памятным местам (памятники, обелиски, монументы, скульптурные группы, мемориальные доски) Великой Отечественной войны вашего города или района.
На заключительном этапе проекта, который состоялся 4 мая в г. Минске на базе ГНУ «Институт Истории Национальной Академии Наук Беларуси» и был приурочен к памятной дате, проходила защита инсталляций «Война в чемодане». На защиту были приглашены 11 команд республики, которые по результатам дистанционных туров набрали наибольшее количество баллов. Атмосфера праздника (в зале работал караоке-клуб «Песни военных лет») после проделанной длительной исследовательской деятельности вызывала у всез участников, ученых, учащихся и педагогов особые высокие чувства: гордости за нашу страну, сопричастности к героическому прошлому. Для финалистов была организована экскурсия в Музей истории Национальной академии наук Беларуси.
Все участники заключительно этапа увезли с собой благодарности Института истории Национальной академии наук Беларуси, дипломы и ценные подарки, а музей гимназии №1 г. Дятлово пополнился ценнейшим экспонатом - землей Брестской крепости-героя с соответствующим сертификатом, которую в знак благодарности организаторам проекта подарила команда «Машеровцы» государственного учреждения образования «Брестский областной лицей им. П.М. Машерова».
Интернет-проект «Лица ушедшей войны»:https://sites.google.com/site/licausedsejvojny/;
Методические продукты инновационной деятельности классифицируются следующим образом:
информационно-методическая продукция (методическое описание, методический информационный справочник, бюллетень, аннотация, словарь, тезаурус, реферативный сборник, медиатеки и т.д.);
организационно-методическая продукция (методическая инструкция, методическая записка, методическая разработка, методические рекомендации, методическое пособие и т.д.);
прикладная методическая продукция (тематическая подборка материала - текстового, наглядно-иллюстративного-, иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, графики, видеоролики, ЭСО, презентации и т.д.);
учебная (образовательная) продукция (учебник, рабочая тетрадь, самоучитель, учебная программа, сборники и подборки дидактических материалов и т.д. учебник, рабочая тетрадь, самоучитель, учебная программа, сборники и подборки дидактических материалов и т.д.);
консалтинговая продукция (тематические консультации, консалтинговые центры, сеть супервизоров, ресурсный центр);
диагностическая продукция (критериальные модели и пакеты диагностических инструментов);
организационно-управленческие материалы (модель самообучающаяся организация, инновационная политика учреждения образования, миссия учреждения образования, модель педагога – участника инновационной деятельности, управленческие инновационные технологии и механизмы, локальная нормативная база; профессиональные обучающие мероприятия – повышение квалификации, семинары, заседания творческих и проблемных групп, конференции; профессиональные события – праздники, фестивали, форумы, конкурсы, выставки, стендовые доклады и др.
Реализация продуктивного подхода в рамках инновационной деятельности предполагает проявление педагогического творчества, которое является одновременно условием и средством получения образовательных продуктов, а также являет собой значимый продукт.
раскрыть » / « свернуть