Консультация для педагогов и родителей
«Влияние компьютера на развитие речи ребенка»
Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.
Например, со слов родителей, играя всего лишь на детском компьютере, за пару недель ребёнок может выучить весь алфавит, в то время, как стандартные занятия с букварем не приносят должного результата.
Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.
- Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.
- Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии.
- Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.
- Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.
Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.
Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Негативное влияние компьютера на ребенка очень подробно описано в книге Т.Л.Шишовой «Ребенок и компьютер». Там же рассказывается об очень интересном эксперименте, в ходе которого японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.
Нарушение детского кругозора. Жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем необходимым. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.
Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.
Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносить в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.
То, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.
Детский эгоизм. Очень часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».
Неправильное восприятие мира Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.
В свое время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов. Нежелание общаться с реальными людьми
Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.
Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства.
Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии ( человек не может грамотно говорить и писать). И если ранее эти отклонения считались только психическими, то теперь они носят социальный характер.
Уменьшение живого общения между детьми продолжается, и как следствие неграмотность растет!
Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большую часть времени находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.
На заметку родителям
Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера.
Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее:
-ограничьте время нахождения ребенка за компьютером;
-следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и какие сайты посещает в сети Интернет.
-установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и необходимому;
-проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов;
-чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность;
-помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать;
-не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей). Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть.
Развитие вашего ребенка зависит от правильности ваших действий. Не пускайте знакомство малыша с компьютером на самотек. Контролируйте этот процесс!
Конечно, совсем запретить пользоваться компьютером не выход и нужно делать все постепенно и с умом, а не просто запретить и все. Для начала, можно максимально уменьшить его негативное влияние. Вот несколько советов как это можно сделать.
- Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.
- Войдите в доверие ребенка так, что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете постепенно рассказывать ему о негативном влияние таких игр, и например, заинтриговать его какой-то другой интересной игрой, необязательно компьютерной, которая будет менее опасна для него. 3.
- Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. И таким образом, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное - общениу, внимание. Возможно, ребенок внезапно сам увлечется спортом или запишется в какой-то творческий кружок, когда влияние компьютера и затуманивание разума ослабнет. Переключитесь с себя на ребенка.
- Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребенку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. С вашим общением с ребенком все понятно, а вот как быть с друзьями-ровесниками. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Это может быть как спортивная секция - футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души - пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д.
Постарайтесь оградить ребенка от 3 до 5 лет от компьютерных игр, так как это наиболее ответственный период развития психики ребенка.
Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям.
Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.
Подготовила: учитель-дефектолог О.А.Ермалинская
разгарнуць » / « згарнуць